Организация цветника по цветовой гамме



klumПрежде всего с эстетической точки зрения при создании цветника важно правильно сочетать растения  по цвету.
Цвет вызывает особые чувства и переживания, его действие обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием на организм человека, с другой — связанными с ним ассоциациями. Недаром говорится: почернел от горя, покраснел от стыда, позеленел от злости, посерел от печали. Цвет не просто влияет на настроение и мироощущение человека, с его помощью можно регулировать эмоции, улучшать самочувствие. Поверхностное впечатление от цвета может перейти в более глубокое переживание, зависящее от степени психического развития  индивидуального человека. Поэтому цвет нужно выбирать очень продуманно и  учитывать, что в создании гармоничного сочетания цветов участвуют как сам человек, так и  растения с их формой и  цветом, окружающее пространство и освещение.

Восприятие цвета должно быть рассчитано на зрителей разного возраста (с учетом психологии, национальных, социально-демографических и религиозных особенностей). Глаз человека не воспринимает цвет изолированно, поэтому даже в небольшом фрагменте, как правило, сочетается несколько цветов, которые либо усиливают, либо ослабляют друг друга. Необходимо создавать не просто цветник, а некий композиционный образ, гармоничный с объектом  в целом.

Известно, что цветовые системы начали зарождаться в культуре разных народов уже  вместе  с первыми магическими обрядами и ритуалами. Постепенно  под влиянием окружающей природы,  обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений  складывалась определенная гамма любимых цветов: например, у испанцев — красно-желто-черные цвета, у финнов — спокойные бело-голубые. Интересно, что чем ближе к экватору, тем больше проявляется тяга  к открытым ярким цветовым сочетаниям.                  
Появилась цветовая символика, которая с периода Средневековья подчинялась канону религии,  искажение ее считалось преступным отступлением от истины. Это наблюдалось в Индии и Китае.  Кроме того, в Европе цвета делились еще и  на несколько категорий сообразно разным сословиям общества. А вот  в Японии сосуществовало сразу несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.
Хотя каждый из нас воспринимает цвет по-своему, имеются и некоторые общие особенности воздействия их на человека.

Красный цвет. По-видимому, это был первый замеченный и воспроизведенный людьми цвет, который ассоциировался с огнем, солнцем, кровью, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали с красным цветом сотворение человека. Например, по одной из легенд Адам был создан богом Яхве из красной земли, называемой "адама" (женский род от слова "адам", что значит человек), которое родственно слову "едом" — "красный". Поэтому первоначальное значение красного — жизнь, кровь, полученные человеком от богов. 
У древних греков и римлян красный был символом плодородия, жизни, любви и брака. В средневековой Японии красный цвет символизировал любовь.
В наше время стало привычным одевать невесту в белое. Между тем у русских крестьян XIX — начала ХХ вв. свадебный наряд был красным.
Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным. Жизнеутверждающая сила красного, по древним поверьям, отпугивала злых духов, демонов и прочую нечисть. Поэтому люди носили красные амулеты и повязки, окрашивали в этот цвет различные культовые предметы. 
Красный цвет производит на человека возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик. Поэтому слово “красный” в старину обозначало "красивый" и "прекрасный" (например, "красно солнышко", "красна девица"). Несмотря на это, красный цвет имел и множество негативных значений (смерть, убийство, грех, позор, насилие, возмездие, демонические силы) и был связан с агрессивностью и плотскими желаниями.
В Европе, начиная с XVIII в., красный цвет “приглушается” и заменяется розовым, олицетворяющим молодость, любовь, нежность, некоторую таинственность, загадочную мистичность. В XIX в. красный цвет становится устрашающим, трагически-жертвенным, приобретая значение кровавой борьбы, нечеловеческого напряжения. В прикладном искусстве XIX в. красный угасает, темнеет, превращаясь в цвета граната, бордовый, "перезрелых яблок", мальвы, вянущей розы.
В XX в. революция (социальная, политическая, культурная) использует красный цвет как знак обновления, силы, энергии, мужества, а порой ярости и воинственного начала. И только в  сознании простых людей он остается любимым, очень живым, полным энергии цветом, различные оттенки которого превращают его то в отчаянно-праздничный (пурпурный, карминный),  то в сжигающе-чувственный  (ярко-красный). 
Красный цвет  возбуждает, активизирует, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.
В цветнике следует учитывать, что при дневном освещении красный цвет как бы приближается, выступает вперед, при сумеречном — служит фоном и создает впечатление глубины.

 

Оранжевый цвет. Самым ярким, теплым и живым считается оранжевый. Он сочетает в себе все качества составляющих его цветов (красного и желтого) и воспринимается как веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного. На зрение человека он действует так сильно, что выделяется всегда и везде и заметен даже на большом расстоянии, производя теплый энергетический эффект, напоминающий родственный ему свет солнца. В цветнике оранжевый цвет радостен и великолепен, в окружающей обстановке — приятен, как мягкий отблеск заходящего солнца. Он обладает сильным стимулирующим воздействием, создает чувство благополучия и веселья. В то же время рядом с самым холодным и темным —  синим оранжевый кажется ярче.

 

Желтый цвет. В древности желтый цвет у многих народов  был фаворитом. В Древней Греции отдавали предпочтение ярко-желтому — шафранному цвету. Одежда, выкрашенная в такой цвет, считалась нарядной и праздничной. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным, поскольку он ассоциировался с золотом. И сегодня адепты буддизма одеваются во все желтое. В японской классической поэзии желтый ассоциируется с  цветом увядания и является символом осени.
В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимался полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, божественности и царственности. И только в XII—XIII вв. желтый начинают наделять негативными символическими значениями — он олицетворяет измену, продажность, вероломство, грех.
В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом недоверия, подозрения в неверности. В XX в. негативное отношение к желтому нарастает. Однако сегодня у большинства людей желтый цвет по-прежнему вызывает ощущение открытости, легкости, радости и свободы.
Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого и сочетает особенности обоих. В нем присутствует нечто дружественное, легкомысленное, искрящееся и счастливое. Этот цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг, эффективен при умственной усталости, обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием.
В цветнике желтый распространяется на более темные цвета, расположенные рядом. Желтый зрительно как бы приподнимает поверхность, и она кажется более обширной.

 

Зеленый цвет. Это цвет природного окружения — цвет травы и листьев. Впервые зеленый цвет упоминался в мифах древнего Китая в значении нейтрального. Понятия синего и зеленого у древних китайцев были взаимозаменяемы, и четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего и означал  —жизнь, весну, цветение природы, юность.
В Древнем Египте зеленый считался  положительным цветом, что естественно в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. А вот у иранцев к этому цвету двоякое отношение: он ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью. У мусульман зеленый цвет считался священным: рай представлялся им как царство зеленого цвета, где зелеными были не только деревья, но и подушки, на которых возлежали  праведники и гурии. Во многом сходный характер цветовой символики встречается и у других древних народов Ближнего Востока и Центральной Азии.
В традиционной культуре Японии зеленый цвет — самый популярный, обладающий целиком положительной символикой. Здесь существуют и такие изысканные оттенки зеленого, как "виноградный" или "зеленый лист вперемешку с опавшим листом". Самое распространенное цветовое сочетание у японцев — белый и зеленый.
Хотя в христианской культуре зеленый символизирует земной путь Иисуса Христа и святых, этот цвет имеет и негативные значения — коварство, искушение, дьявольский соблазн (например, ведьмам приписывали глаза зеленого цвета).
В Древнем Риме одежда зеленого цвета была исключительно женской. В мужской одежде зеленый был семантически отрицательным: считался признаком изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность.
После средневековья новая вспышка любви к зеленому цвету возникает в XVIII в. В XIX — начале XX вв. было принято оформлять в зеленом цвете интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы: письменные столы застилали зеленым сукном, абажуры настольных ламп изготовляли из зеленого стекла и т. п.
Наряду с положительными эмоциями,  зеленый может производить и угнетающее впечатление. Не случайно в народе тоску называют "зеленой", человек "зеленеет от злости", "зелье"  — обычно яд из настоянных трав.
Зеленый цвет находится как раз посередине между активными и пассивными, возбуждающими и успокаивающими, холодными и теплыми красками, в нем проявляются покой, мечтательность, умиротворенность. Абсолютный зеленый — самый спокойный цвет из существующих, не имеет оттенков радости, печали, страсти, поэтому нейтрален и оптимален в смысле воздействия на нервную систему человека. Зеленый цвет действует на психику положительно — утоляет боль, действует гипнотически, успокаивающе, снимает раздражительность, бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и повышает тонус.
Поскольку зеленый цвет — результат  слияния синего и желтого, в нем сочетаются качества того и другого и скрыта сильная потенциальная энергия. Он символизирует процветание и новые начинания. Не зря этот цвет часто связывают с надеждой. У многих народов он символизирует веселье и юность (хотя порой и незрелость — “зеленый юнец”).
При создании цветника следует учитывать, что чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. И наоборот, чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", мягче и гармоничнее действует зеленый. Чисто-зеленый (освежающий), оливковый, желто-зеленый способны уравновесить другие возбуждающие цвета, Светлый сине-зеленый или бирюзовый — самый холодный из всех цветов. Наиболее целесообразно его использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Зеленый сочетаем практически с любым цветом, схожим с ним по тону, насыщенности, и даже допустим в контрасте с красным, оранжевым, желтым.

 

Белый цвет. Уже в глубокой древности этот цвет  был отмечен как особый. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: всяческое благо, радость, чистота, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Белый — самый светлый из всех цветов, он светоносен. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников — царей, жрецов, вельмож. В ритуалах древних народов белый цвет в одежде, окраске талисманов и других вещей употреблялся как знак очищения и приобщения к добру, символ чистоты, безгреховности.
Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов. В индийской философии белый цвет  означал душевную пустоту, то есть отсутствие страстей, эмоций, восприятий,  а также чистоту и безмятежность. В христианской религии белый означал светоносность, родство с божественным светом, а также радость, веселье духа, невинность и чистоту.
Несмотря на положительное влияние белого цвета в природе, он присущ некоторым стихиям, чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн, недоступные горные вершины, облака; в момент горя человек бледнеет и белеет. Все это — источник ассоциаций негативного характера: в сознании  белый цвет ассоциируется с холодом, безмолвием, смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают его негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания из-за неразделенной любви.
В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений (смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость). Однако сегодня белый цвет принят как символ божественной чистоты во всех религиях мира.
В цветниках белый распространяется на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая окрашенную поверхность. Белый и серебристый цвета листьев  смягчают резкие переходы и придают композиции полную гармонию.

 

Синий цвет. Синий — антипод желтого, самый темный в спектре: серьезный, тоскливый, печальный. На человеческую психику действует успокаивающе (в больших количествах — угнетающе).
В культуре народов Древнего Востока этому цвету часто придают негативное значение. Например, в древнекитайских мифах немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. А вот в современной  Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и самого себя. Однако на Среднем и Ближнем Востоке синий цвет имеет совсем другое значение — это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий — цвет гор, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Например, потолки египетских храмов и гробниц расписывались золотыми звездами по синему фону.
В средние века на Ближнем Востоке и в Средней Азии сохраняется традиция активного использования синего и голубого цветов (в сочетании с белым и желтым) в архитектуре. В эпоху позднего средневековья в Европе, так же как и в эпоху Возрождения, синий цвет доминировал в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной — считалось, что это цвет неверности, обмана. Так, "синим плащом" именуют в Нидерландах неверную жену, а “синей юбкой” во Франции  — жертву супружеской измены. В мусульманской Индии синий или голубой были знаками печали и траура.
В то же время синий цвет — самый успокаивающий из всего спектра. Чистый синий — легкий, свежий, его бесконечная глубина вызывает серьезные мысли и чувства, оказывает тормозящее действие на нервную систему; тёмно-синий вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличия и полного покоя.
Если раньше человек "голубой крови" имел благородное, аристократическое происхождение, позднее понятие "голубой" стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность.  Во второй половине XX в. голубой стал символом сексуальных меньшинств.
Голубой цвет обладает антисептическим свойством; эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку этот цвет помогает больше, чем зелёный, но от его "передозировки" появляется некоторая усталость и угнетённость.
В цветнике синий цвет позволяет усилить дистанцию; светло-синий — уводит в пространство, направляет; сине-зелёный — подчёркивает движение и изменчивость. При дневном освещении голубой как бы выдвигается на передний план, удаляя остальные растения и предметы, а темно-синий при сумеречном свете уменьшает их.

 

Фиолетовый цвет. Этот цвет выделяется из всех цветов своей сложностью, балансирует между живым красным и мертвым синим, между горячим и холодным, материальным и духовным. Однако в нем преобладает угнетающее начало —  он как бы угасший красный, на который набросили покров тьмы, появляется из мрака и не знает, в какую сторону ему развиться дальше — в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе — источник особого психологического воздействия. Одновременно он полон жизни и пробуждает тоску и грусть.
В средневековой Японии фиолетовый был символом любовной страсти. В XIX—ХХ вв. с этим цветом связывали нечто таинственное, нереальное, пугающее.  
Но вместе с тем, фиолетовый цвет успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека, повышает выносливость организма, положительно воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.
Создавая цветник, следует учесть, что при сумеречном свете фиолетовый тускнеет и уменьшается.

 

Серый цвет. В древности, в средневековье и в эпоху Возрождения, серый цвет считали цветом одежды бедняков, недостойным уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого тумана.
В Древнем Риме серо-голубой цвет символизировал зависть, а на Древнем Востоке в знак скорби посыпали голову серым пеплом. В древнерусской литературе и фольклоре серый (или сизый) — это цвет хищных животных и птиц (серый волк, сизый орел), на него как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. 
Примерно с XV в. серый цвет постепенно приобретает другое значение. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе. В XVIII в. серый становится элегантнейшим цветом. Появляются его оттенки — перламутровый, жемчужный, "цвет голубиной шейки", голубовато- и зеленовато-серый. Эти легкие, светлые, ненавязчивые цвета создавали в интерьерах благоприятную среду для галантного времяпрепровождения при дворах королей и дворян. А в XIX—ХХ вв. серый (более темных оттенков) считался самым практичным в одежде и самым спокойным цветом в интерьере. Он стал символом хорошего вкуса, хорошего тона. Появилось выражение "благородный мышиный цвет".
Как видим, мир цвета очень интересен и многогранен. Поскольку каждый человек воспринимает цвет по-своему, проектируя цветники, подбирая тип и способ их размещения, нужно учитывать, кроме основных правил, еще и социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию, и даже моду на определенные цветовые сочетания.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий