Агротехника

Мотоблоки



При продаже мотоблоков продавцы зачастую представляют их как "любительские", "полу- и профессиональные",  "любимцы публики", "лучшие в мире", "мотоблоки ХХI века" и т. д. Потенциальному покупателю несложно "потеряться" среди этих классификационных эпитетов - чем отличается, к примеру, "мотоблок ХХI века" от "профессионального", или выбор все же за  "лучшим в мире" (правда, нигде и никто в мире такие соревнования не проводит, по сути, покупателя вводят в заблуждение).

Поэтому обратимся к общепринятым государственным стандартам. Термин "мотоблок" официально установлен еще в 1989 г. (СТСЭВ 6713-89) и в 1990 г. повторен в ГОСТ 28523-90. Мотоблок - это одноосный малогабаритный трактор. В этих же документах мотоблоки подразделяются на "легкие" - масса до 70 кг, мощность - до 3 кВт, "средние" - соответственно до 100 кг и 5 кВт и "тяжелые" - свыше 100 кг и более 5 кВт. Такая же  терминология и классификация принята в Украине (ДСТУ 3158).
Широко распространен также термин "мотокультиватор". Это - разновидность мотоблока. Главное отличие мотоблока в том, что все без исключения операции он выполняет, двигаясь на колесах, которые постоянно установлены на силовом валу. Вал отбора мощности мотоблока приводит во вращение вал фрезерного культиватора, представляющего собой отдельный агрегат, установленный позади колес, т. е. консольно по отношению к мотоблоку. Поэтому собственно мотоблок часто называют "консольным". Он имеет два привода - на фрезу и на колеса, благодаря чему им легче работать, чем мотокультиватором. Если установить необходимую глубину обработки земли и нажать ручку сцепления, то в дальнейшем все операции мотоблок выполняет практически независимо от оператора.
В отличие от консольных мотоблоков, мотокультиватор часто называют "осевым мотоблоком", так как его фрезы крепятся непосредственно на силовом валу. Благодаря малой массе, многофункциональности и относительно низкой цене культиваторы наиболее популярны. Они служат для сплошной предпосевной обработки почвы - рыхления поверхностного слоя без переворачивания, что успешно заменяет вспашку. Попутно они уничтожают сорняки, выравнивают рельеф поля, обрабатывают приствольные круги. Дополнительные насадки позволяют окучивать, нарезать гребни и т. п. 
По типу двигателя мотоблоки делятся на электрические (таких моделей довольно мало), бензиновые (основной вид) и дизельные (их устанавливают на тяжелых мотоблоках для обработки больших площадей, поэтому такая техника, из-за ее дороговизны довольно редко встречается в Украине).
Чаще всего на мотоблоках устанавливают двигатели "Briggs&Stratton" (США)  и "Honda" (Япония), которые безотказно служат в течение длительного срока интенсивной эксплуатации, не требуя ремонта. Модели с двигателями "Хонда", как и запчасти для них, как правило, дороже.
В последнее время некоторые производители мотоблоков устанавливают на них двигатели, изготовляемые, как правило, в Китае (корпус китайских двигателей часто очень похож на "Бриггс" и "Хонду"), поэтому, если нужен легкий мотоблок по минимальной цене, следует искать модели с китайскими двигателями или мотоблоки, полностью изготовленные в Китае. Из средних и тяжелых мотоблоков, кроме импортных, можно рекомендовать технику украинского и российского производства - "Артания", "Днепр", "Адвис", "Нева", "Салют" и др.
Все двигатели - одноцилиндровые и почти все - негильзованные (некоторые из них имеют на зеркале цилиндра специальное напыление) и с точки зрения современной классификации не подразделяются на "профессиональные", "любимцы публики", "любительские" и т.п. Согласитесь, если Вы используете легкий мотоблок массой 25-30 кг в теплице, где выращивается продукция на продажу, и работает он в сезон по 8-10 часов в день годами, трудно определить, какой это мотоблок - "хобби" или "профи"?
Кстати, в последних моделях автомобилей  "БМВ" алюминиевые двигатели также негильзованные, с напылением, и это не только не ухудшает их качество, а наоборот - дает определенные преимущества: ниже цена, меньше масса, меньше расход бензина и др. Поэтому нужно ли покупать гильзованный двигатель, который, естественно, дороже, решать Вам. Возможно, выгоднее спустя годы не протачивать чугунную гильзу, меняя при этом поршень, поршневые кольца, все прокладки, а купить новый двигатель - сегодня стоимость нового двигателя фирмы "Бриггс…" мощностью 3,5 л.с. -  порядка 1300 грн, "Текумзе" (США) со специальным напылением зеркала цилиндра 6,75 л.с. - 1850 грн.
Распространен стереотип, что чем мощнее двигатель у мотоблока, тем он "лучше" или "профессиональнее" (по принципу "хорошего должно быть много"). Не оспаривая эту народную мудрость, заметим, что молот профессионального кузнеца неприемлем для не менее профессионального сапожника как орудие труда. При выборе мотоблока целесообразно исходить из площади обрабатываемой земли и набора операций, которые нужно выполнить.
Например, легкие мотоблоки массой 25-35 кг, без коробки передач, помимо традиционных для всех мотоблоков вспашки, прополки, культивации и окучивания, могут обрабатывать узкие (16-20 см) междурядья, приствольные круги близкостоящих деревьев и т.п. на участке до 15 соток (и это - не догма), на котором среднему мотоблоку, не говоря о тяжелом, развернуться сложнее, чем легкому (хотя, если выбирать мотоблок по принципу "чем покруче", тяжелая серия вне конкуренции). Некоторые из них могут выполнять практически все операции землеобработки. Украинский изобретатель Самойленко Н. Г. даже запатентовал специальный картофелекопатель (патент Украины 43509) на мотоблок "Евро-2" массой 25 кг, который уже несколько лет успешно эксплуатируется в Украине. А ведь выкапывание картофеля - самая трудоемкая операция, ее обычно выполняют средние и тяжелые мотоблоки с коробкой передач. Но поскольку они в 2-4 раза дороже, а выкапывают картофель 1 раз в год в течение нескольких часов,  то, может быть, и не стоит тратить деньги на дорогостоящий мотоблок с коробкой передач, а лучше воспользоваться  плодами трудов украинских изобретателей. Так, НПО "Артания" (г.Киев) создало и отработало для мотоблоков "Артания МА400" и "Евро" (Италия) систему специальных орудий для выкапывания картофеля, состоящую из картофелекопателя, универсальной сцепки и колес диаметром 45 см. Такие колеса обеспечивают подъем корпуса мотоблока над кустами картофеля, картофелекопатель движется вдоль ряда и выворачивает картофель на поверхность грунта. Колеса при этом идут между рядами картофеля и пробуксовывают, благодаря чему культиватор движется с приемлемой скоростью, которая обеспечивается оптимальным соотношением  размеров ширины и диаметра обода, а также высоты грунтозацепов и их количества. Отработка этих оптимальных параметров и составляла  предмет исследовательской работы, которую в течение нескольких лет проводило НПО "Агромото" (г.Киев). А предприятие "Агросервистрактор", выпускающее мотоблок "Днепр" (кстати, имеющий наибольшее количество навесного оборудования: картофелесажалку, роторную сенокосилку, водяной насос, сеялку, дисковые окучники и т.д.) и хмельницкий "Рино" (Адвис) снабдили свои мотоблоки без коробки передач специальными цепными ходоуменьшителями с передаточным числом приблизительно 1:3,5, позволяющим мотоблокам без коробки передач выкапывать картофель, тянуть плуг и т.п.
Некоторые продавцы при продаже мотоблока без коробки передач комплектуют их плугом, картофелекопателем и металлическими  колесами диаметром  приблизительно 20-30 см, которые надеваются вместо фрез на вал. При приобретении таких колес следует быть особенно внимательным и дотошно расспросить продавца о том, как мотоблок будет работать с колесами, поскольку при частоте вращения вала 115-150 об/мин (с такой  частотой, рассчитанной агрономами, вращаются валы на осевых мотоблоках подавляющего большинства производителей) мотоблок на колесах будет двигаться со скоростью приблизительно 9-14 км/ч. При такой скорости бежать, тянуть плуг или выкапывать картофель невозможно. Мотоблок с колесами такого диаметра попросту "сядет" редуктором на рядок картофеля, а колеса будут буксовать на месте.
Продавцы в таких случаях часто  рекомендуют для уменьшения скорости движения мотоблока с картофелекопателем или плугом с помощью рычага газа уменьшить число оборотов двигателя в 2-4 раза и, соответственно, уменьшить скорость движения. Однако покупателю при этом не говорят, что почти пропорционально падает мощность двигателя, в результате чего мотоблок становится неработоспособным и никакая работа с плугом или картофелекопателем невозможна.
Пневматические колеса - это один из признаков средних и тяжелых мотоблоков, которые имеют коробку передач минимум с двумя скоростями вперед и одной назад, уменьшающую частоту вращения вала при сохранении номинальной мощности. Благодаря этим качествам такие мотоблоки могут не только копать картофель, но и транспортировать прицеп, тащить плуг, косить кормовые культуры, убирать территорию от мусора и снега и т. п.

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить